среда, 12 февраля 2014 г.

Помощь при ушибах, травмах и сильном испуге



«Я готовила на кухне, и вдруг слышу громкий плач младшего. Прибегаю в комнату, он сидит, подогнув ногу и плачет. Вокруг полный разгром. Старший что-то сбивчиво пробормотал, и «испарился». А я оказалась в растерянности - проявить строгость или пожалеть?»
Оказывается, ни то, ни другое. Если вы застали ребенка плачущим в непонятной для вас ситуации, или на ваших глазах он неожиданно ушибся или сильно испугался, любые слова - строгие, жалеющие и даже успокаивающие будут лишними.
Что же делать?
Есть эффективный способ, многократно проверенный на практике, в том числе и мной.
Если испуг или травма произошли при вас, или вы застали ребенка еще плачущим, прежде всего - успокойте его. Обнимите, прижмите к себе, покажите, что Вы любите его и готовы защитить в любой ситуации.
Покажите ему свое сочувствие, но постарайтесь сделать это, по возможности, молча. Да, представьте себе - не говоря буквально ни слова. Известно, что любые слова, произнесенные рядом с сильно расстроенным человеком, запоминаются подсознанием без сознательного контроля. Позже это может сильно сказаться на поведении ребенка, привести к образованию странных привычек, комплексов и даже болезней.
«Не плачь! Мужчины никогда не плачут!» - слышит ребенок, и став взрослым, во всех ситуациях старается сдержать свои эмоции и зарабатывает инфаркт, инсульт или язву желудка.
«Бедненькая моя, маленькая» - и вот взрослая женщина говорит писклявым заискивающим голоском, и получает гроши, имея и образование, и способности. Подсознание «отводит» от нее ситуации, где ее могли бы оценить по достоинству, потому что состояние «бедненькая» означает для нее сочувствие, защиту и любовь близких.
Глупо, правда? А между тем, такие случаи очень часто встречаются на практике при работе с проблемными ситуациями у взрослых и подростков (например, с помощью НЛП-техник «Изменение личной истории» и «Трансдеривационный поиск»).
«Не лезь куда не следует! Вечно ты во что - нибудь вляпаешься! Медведь неуклюжий!» - согласитесь, эти и многие другие восклицания частенько можно услышать на детских площадках.
Понятно, что родители говорят это не со зла, а чаще всего либо от страха, либо просто «на автомате», воспроизводя восклицания своих родителей, слышанные в детстве.
Так что первое полезное упражнение - «поймать» свою первую реакцию на неожиданные ситуации с ребенком и проанализировать ее.
Второе упражнение - научиться останавливать себя и не произносить эти автоматические «программы», не создавать ребенку дополнительных трудностей в жизни.
В этом может помочь известная в НЛП «3-я позиция восприятия» - позиция «кинокамеры».
На 1-2 секунды представьте, что Вы смотрите на ситуацию с ребенком и на свою реакцию со стороны, как бы в глазок кинокамеры, снимающей фильм о вашей жизни.
Поверьте, за эти короткие секунды не случится ничего страшного, но зато вы сможете одновременно «отследить» свои реакции, отстраниться от эмоций и принять более разумные меры для выхода из стресса.
Итак, вам это удалось. Вы молча посочувствовали ребенку, дали ему время прийти в себя, вытерли слезки и поймали его более-менее осмысленный взгляд.
Теперь можно попросить ребенка рассказать и показать, что случилось и что его так расстроило. Даже если вы все видели, или рядом есть более старшие дети, которые могут рассказать все с гораздо большими подробностями - обязательно выслушайте своего ребенка, пройдите с ним к «месту происшествия».
Расспросите поподробнее, как он бежал, что было видно и слышно вокруг, обо что он споткнулся, каким местом ударился, какие чувства испытал. Если вам удастся «ввернуть» еще и вопрос - «о чем он думал перед тем, как упасть?», то вы - просто «мастер» НЛП.
Помните, что для вас сейчас смысл не в том, чтобы выяснить, «кто прав, кто виноват», а в том, чтобы дать ребенку выговориться и осознать все, что с ним произошло. Это очень важно для него. Чем больше подробностей происшедшего он вам расскажет, тем больше он разрядится эмоционально, тем быстрее он повеселеет и побежит играть дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий