Оказывается, ни то, ни другое. Если вы застали ребенка
плачущим в непонятной для вас ситуации, или на ваших глазах он неожиданно
ушибся или сильно испугался, любые слова - строгие, жалеющие и даже
успокаивающие будут лишними.
Есть эффективный способ, многократно проверенный на
практике, в том числе и мной.
Если испуг или травма произошли при вас, или вы застали
ребенка еще плачущим, прежде всего - успокойте его. Обнимите, прижмите к себе,
покажите, что Вы любите его и готовы защитить в любой ситуации.
Покажите ему свое сочувствие, но постарайтесь сделать это,
по возможности, молча. Да, представьте себе - не говоря буквально ни слова. Известно, что любые слова,
произнесенные рядом с сильно расстроенным человеком, запоминаются подсознанием
без сознательного контроля. Позже это может сильно сказаться на поведении
ребенка, привести к образованию странных привычек, комплексов и даже болезней.
«Не плачь! Мужчины никогда не плачут!» - слышит ребенок, и
став взрослым, во всех ситуациях старается сдержать свои эмоции и зарабатывает
инфаркт, инсульт или язву желудка.
«Бедненькая моя, маленькая» - и вот взрослая женщина
говорит писклявым заискивающим голоском, и получает гроши, имея и образование,
и способности. Подсознание «отводит» от нее ситуации, где ее могли бы оценить
по достоинству, потому что состояние «бедненькая» означает для нее сочувствие,
защиту и любовь близких.
Глупо, правда? А между тем, такие случаи очень часто
встречаются на практике при работе с проблемными ситуациями у взрослых и
подростков (например, с помощью НЛП-техник
«Изменение личной истории» и «Трансдеривационный поиск»).
«Не лезь куда не следует! Вечно ты во что - нибудь вляпаешься! Медведь неуклюжий!» - согласитесь, эти и
многие другие восклицания частенько можно услышать на детских площадках.
Понятно, что родители говорят это не со зла, а чаще всего
либо от страха, либо просто «на автомате», воспроизводя восклицания своих
родителей, слышанные в детстве.
Так что первое полезное упражнение -
«поймать» свою первую реакцию на неожиданные ситуации с ребенком и
проанализировать ее.
Второе упражнение - научиться
останавливать себя и не произносить эти автоматические «программы», не
создавать ребенку дополнительных трудностей в жизни.
В этом может помочь известная в НЛП «3-я позиция
восприятия» - позиция «кинокамеры».
На 1-2 секунды представьте, что Вы смотрите на ситуацию с
ребенком и на свою реакцию со стороны, как бы в глазок кинокамеры, снимающей
фильм о вашей жизни.
Поверьте, за эти короткие секунды не случится ничего
страшного, но зато вы сможете одновременно «отследить» свои реакции,
отстраниться от эмоций и принять более разумные меры для выхода из стресса.
Итак, вам это удалось. Вы молча посочувствовали ребенку,
дали ему время прийти в себя, вытерли слезки и
поймали его более-менее осмысленный взгляд.
Теперь можно попросить ребенка рассказать и показать, что
случилось и что его так расстроило. Даже если вы все видели, или рядом есть
более старшие дети, которые могут рассказать все с гораздо большими
подробностями - обязательно выслушайте своего ребенка, пройдите с ним к «месту
происшествия».
Расспросите поподробнее, как он бежал, что было видно и
слышно вокруг, обо что он споткнулся, каким местом ударился, какие
чувства испытал. Если вам удастся «ввернуть» еще и
вопрос - «о чем он думал перед тем, как упасть?», то вы - просто «мастер» НЛП.
Помните, что для вас сейчас смысл не в том, чтобы
выяснить, «кто прав, кто виноват», а в том, чтобы дать
ребенку выговориться и осознать все, что
с ним произошло. Это очень важно для него. Чем больше подробностей происшедшего
он вам расскажет, тем больше он разрядится эмоционально, тем быстрее он
повеселеет и побежит играть дальше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий