Определите причины неадекватности самооценки
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих
возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Так постепенно складывается наша самооценка. В поведении ребенка можно увидеть
такие проявления самооценки, как:
• активность, находчивость, бодрость, чувство юмора,
общительность, желание идти на контакт — качества, которые свойственны детям с
адекватной самооценкой;
• пассивность,
мнительность, повышенная ранимость, обидчивость — качества, свойственные детям
с заниженной самооценкой.
При завышенной
самооценке дети необоснованно считают себя лучше других.
В дошкольном возрасте самооценка очень
подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности,
реакция на его успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка
к себе.
Как вести
себя с ребенком, у которого есть проблемы с
самооценкой
• Не оберегайте
своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы,
но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет
доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
• Не перехватывайте
инициативу у ребенка, поощряйте его начинания. Пусть он чувствует себя лидером,
но также покажите, что другие могут быть лучше его.
• Не перехваливайте
ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните,
что похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
• Не забывайте
поощрять других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и
покажите, что ваш ребенок может достичь такого же результата.
• Показывайте своим
примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои
возможности и результаты дела.
• Не сравнивайте
ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера
и, возможно, будет завтра).
Советуем поиграть
• Очень хороши
традиционные игры: прятки, жмурки.
• Игра «Зеркало».
Один ребенок— «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того,
кто в него «смотрится».
• Игра «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разнимая рук, они запутываются. Водящий должен их
распутать, не разрывая рук игроков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий